Электронные ценники— мертворожденный продукт или реальный инструмент?

Обновлено: 17 июн.

Источник - Блог компании Sportmaster Lab на Хабр.


Про электронные ценники ЭЦ (в английской аббревиатуре ESL – electronic shelf labels) для розничных магазинов пишут и говорят уже с начала 2000-х годов. За четверть века технология удешевилась, усовершенствовалась и сейчас это зрелое решение, которое предлагают несколько поставщиков на рынке.



Поставщики ЭЦ убеждают ретейлеров, что основные преимущества, получаемые от их использования, это:

  • уменьшение объема трудозатрат на переклейку ценников;

  • «зеленая тема» — экономия бумаги для печати ценников;

  • повышение уровня удовлетворенности клиентов —покупатели не сталкиваются с ошибками в отображении цены товара;

  • выделение больше времени для внимания персонала на ключевые задачи работы в зале вместо замены ценников;

  • еще можно организовать динамическое ценообразование;

  • яркий светодиод на ценнике может облегчить сбор заказов из зала при процессах Click&collect;

  • а встроенный NFC позволит передать на смартфон клиента любую ссылку на нужную дополнительную информацию.

Казалось бы, так много плюсов — бери и используй! Но тут есть жирный минус: это очень существенная цена, которую нужно заплатить за такое решение. Высокая цена решения заставляет большую часть рынка продолжать клеить традиционные бумажки.


Для не продуктовой розницы часть рекламных плюсов также не отыгрываются, так как частота смены цен там не такая большая, как в «продуктах» (промо по товарным группам не так часто меняются).


Понятно, что если бы все было так, как пишут вендоры, то во всех магазинах ценники были бы электронными, однако, это пока не так.


И все же! Невзирая на противоречивость таких систем, мы решили попробовать для наших флагманских магазинов использовать это решение. Самый крутой формат магазинов «Спортмастер» — это формат Гипер Про. Тут используется все лучшее: и торговое оборудование, и имеется широкое представление ассортимента товара компании, и оказываются услуги консультирования профессионального уровня для наших клиентов, и крутой digital signage. Так что установка электронных ценников для такого магазина точно вписывается в его концепцию.


Мы договорились с бизнес-заказчиком, что про окупаемость такого проекта пока не говорим и рассматриваем его как инвестиционный — попробуем технологичность решения, удобство управления, пользу для покупателей, имиджевую составляющую.


Итак, мы начали


Встал вопрос: из чего будем выбирать. Все решения основаны на одинаковой технологии производства экрана — электронной бумаги (e-ink), которая поддерживает изображение с минимальным использованием энергии батареи, а заряд в основном тратится для коммуникации. Производители пытаются уменьшить энергозатраты функционала обмена данными для актуализации информации разными способами.


Сейчас на рынке присутствуют, пожалуй, две основные технологии — высокочастотная в диапазоне 2,4 гГц и инфракрасная. В первом случае в торговом зале размещаются точки доступа, которые коммуницируют с ценниками, например, по протоколу ZigBee (разработанному на базе стандарта IEEE 802.15.4). Это используется в системе компаний RainUs, SoluM, созданной выходцами из компании Samsung Korea, которая не стала совершенствовать данные разработки в рамках головного предприятия.


Инфракрасное решение успешно продвигает шведская Pricer.

Наиболее крупные производители электронных ценников, присутствующие на рынке РФ — это Hanshow и SES Imagotag. Отмечу, что периодически отечественные компании пытаются выйти на этот рынок, надеясь сделать более дешевый аналог. Однако, поскольку цена e-paper составляет существенную долю в производстве, а она ограничена в объемах выпуска мощностями имеющихся фабрик, то удешевить мало что можно и сколь либо заметного использования отечественных ЭЦ пока нет. В итоге мы остановились на производителе SES Imagotag.


Следующее, что требовалось выбрать – это цвет, который могут показывать ценники. В массовом сегменте — это выбор из двух вариантов наборов: черный, белый, красный или черный, белый, желтый. Здесь — решение точно за маркетингом. На техническую сторону реализации это не влияет. Мы выбрали набор с красным цветом, но через некоторое время маркетинг нас озадачил вопросом, а не можем ли мы ещё установить и ЭЦ с желтой составляющей. Замечу, что технически, конечно, можно, но встает операционный вопрос организации их физического различия для сотрудников, которые должны на определенные модели продукции поставить ЭЦ, которые с виду такие же, но светят другой палитрой.


Немаловажным определяющим фактором был внешний вид ценника и способ его крепежа — в продуктовой рознице и моде на это существует несколько разный взгляд. У нас нет «рельсов» на полках для подвеса ценников. В нашем случае дизайн корпуса должен был быть неброским и вписывающимся в интерьер, гармонично сочетаться с торговым оборудованием.


Крепления для разного вида торгового оборудования требовались совершенно разные. В итоге у нас вышло 10 видов креплений. Часть креплений придумали наши дизайнеры торгового оборудования и сразу предусмотрели необходимую опцию при его изготовлении.


Основные затраты на закупку сосредоточены в цене «плашки» ценника: чем больше ее площадь, тем дороже цена штучки. Поэтому нужно выбрать, что же подойдет оптимально. Если возьмешь маленький ценник, то не вместишь всю информацию, которую хотелось бы демонстрировать (разрешение у электронной бумаги 125 dpi). Мы для массового использования выбрали ценники с экраном 2.6”, для нескольких «специальных, особых» стеллажей с экраном 4.2”, а сейчас делаем расширение для использования групповых ценников с размером экрана 7.4” и для установки с манекенами — 12.2”.


Как всё работает


Управление всей системой строится через установку в магазинах точек доступа и сервера управления. Тут есть нюанс, что при размещении управления в облаке производителя можно взять один сервер и в нем завести все магазины, если же выбирается решение on-premises, то на каждый магазин требуется покупать свою отдельную серверную лицензию. В общем, мы под каждый магазин сделали свой виртуальный сервер на Ubuntu.


Поскольку у нас в магазинах в качестве терминалов сбора данных используются устройства на базе iOS, то для автоматизации процесса привязки конкретного товара к ценникам нужно было либо взять приложение от производителя под Android и докупить какие-то терминалы для производства этой операции, либо сделать что-то под iOS. Мы решили при запуске использовать самое простое — работу через простейшую web-форму в Safari, а далее уже дописали нужный функционал в свое внутреннее мобильное приложение для сотрудников.


На сегодня мы используем решение с электронными ценниками уже в 10 магазинах формата Гипер Про. А это почти 50 000 ценников. По опыту эксплуатации могу сказать, что система очень надежная, вспомнить какие-то случаи отказов в ней трудно. Было несколько проблем, но они не относились к управляющей части самих ЭЦ, все ошибки крылись в части магазинной системы, отвечающей за цены.


Ну и напоследок, какая же ложка дегтя есть в этой бочке меда, какие проблемы возникают в работе? Основное — это вопрос учета самих плашек электронных ценников. Считаю, что это самый сложный вопрос в управлении. Конечно же есть случаи, что ЭЦ бьются и есть случаи, что они «исчезают» из магазина. «Естественная» убыль ценников из розничных точек происходит, и фиксация этого факта требует введения пересчета ЭЦ как плановой инвентаризации товара, а это новый процесс, который тянет за собой необходимость решения дополнительных управленческих вопросов.


Итого


Так какой же вывод можно на сегодня сделать?


Прежде всего ЭЦ – это действительно система, автоматизирующая и устраняющая «тупой» процесс переклейки ценников в магазинах, что не может не радовать сотрудников магазинов, особенно в период колебаний цен. ЭЦ — это удобно для покупателей и дает возможность онлайн показать информацию о наличии нужного размера в магазине, чего раньше мы сделать не могли. ЭЦ — это же современно и элегантно, это отличный элемент маркетингового оформления зала.


И все эти прелести можно получить, если у вас есть возможность потратить деньги, не ожидая быстрого и явного их "возврата", так как окупаемость решения в реальной перспективе здесь не видна.

50 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все