Как работают магазины без кассиров «Пятерочки»

Пост обновлен 28 дек. 2020 г.

На Forbes вышла довольно интересная статья о том, как работают новые пилотные магазины без кассиров «Пятерочки» и «Азбуки вкуса» и сколько это удовольствие стоит.

По стоимости и техническим подробностям не все идеально, но, в целом, отражен порядок инвестиций и используемые технологии.

Приведем выдержки из статьи, которые нам понравились и которые больше всего имеют отношение к нашим активностям в Х5 Ритейл групп/Пятерочке.


Артем Геодакян/ТАСС

В конце октября группа X5 Retail Group представила свой первый автоматизированный супермаркет без кассиров «Пятёрочка #налету» в Москве в ЖК «Испанские кварталы».

Изначально компания заявляла об открытии нескольких магазинов до конца текущего года, однако планы поменялись: в 2021 году X5 откроет уже 50 магазинов, 25 из которых — в городах-миллионниках. «Мы практически сразу решили идти в большой тираж. Магазин востребован покупателями, к нам поступает много запросов из других городов, поэтому стратегически было принято такое решение, — объясняет представитель X5 Retail Group. — Проектно удобнее заводить большую группу магазинов, искать несколько локаций и оптимизировать закупки».


Что могло заставить ретейлера изменить планы? За почти два месяца в приложении «Пятёрочка #налету» зарегистрировались около 5000 пользователей, рассказал Forbes представитель компании. Порядка 40% из тех, кто пришел в магазин и совершил покупку, вернулись в магазин вновь.


Как работают магазины без кассиров


Российские «магазины будущего» работают на базе собственных мобильных приложений «Пятёрочка #налету» (X5 Retail Group). Без доступа к интернету попасть в супермаркеты нельзя. На входе в «Пятёрочка #налету» покупатель сканирует QR-код, так технология X5 ID идентифицирует пользователя и открывает дверь в магазин. Платежеспособность клиента проверяют еще при регистрации в приложении. Открыть магазин издалека не получится — код формируется каждый раз заново. Если удерживать дверь, в магазин одновременно могут зайти несколько людей, но покупку совершит все равно только тот, кто отсканировал QR-код (в будущем, заявили в пресс-службе, компания намерена «доработать функционал по ограничению доступа по количеству людей»).


После входа в магазин за покупателем начинает следить нейронная сеть. В «Пятёрочка#налету» на площади в 80 квадратных метров работают 32 камеры. «Как только человек берет товар с полки, система это сразу фиксирует — цвет гостя на мониторе меняется на красный», — объясняет специалист X5 Retail Group. Сделать покупку можно с помощью экспресс-сканеров — при наведении на штрихкод товара он добавляется в виртуальную корзину. Оплатить покупку возможно в мобильном приложении или на кассах самообслуживания с помощью банковской карты, Apple Pay, Google Pay. «Все пространство магазина находится под мониторингом видеокамер, что позволяет с помощью нейросети следить за товарами, купленными или только снятыми с полки. Анализ проводится в режиме реального времени по всем посетителям одновременно», — рассказывал представитель Х5.


Цены указаны на электронных ценниках. «Обновление данных происходит автоматически без участия персонала магазина — цена и информация о товаре меняются в онлайн-режиме с помощью радиоканала», — объясняли X5.


Как же ретейлеры защищаются от воров? «За то время, что работает магазин, мы не видим какого-то существенного ухудшения по потерям, — отвечает представитель X5. — Все построено на доверии к покупателю. Бывают ошибки, например, что не все просканировали, но это скорее исключение». Говорить о количестве осознанных злоумышленников в компании отказались. Помещение «Пятерочка#налету» оснащено тревожной кнопкой и подключено к сигнализации.


Сколько человек нужно, чтобы обслуживать «магазины без кассиров»? Персонал требуется, только чтобы выставить товар на полку. В «Пятерочка#налету» электронные ценники обновляются в режиме реального времени, работа холодильного оборудования контролируется дистанционно, а уборку делает подрядчик по установленному графику.


Сколько стоит «магазин будущего»

Объемы инвестиций в беспилотные проекты X5 не раскрывает. «Мы фокусировались не столько на технологиях, сколько на концепте. В сущности все технологии известны и использовались активно раньше. У нас уже несколько десятков магазинов с электронными ценниками, 400 магазинов с экспресс-сканом, полки пополняются с помощью алгоритмов», — говорит представитель X5 Retail Group.


По словам CEO Briskly Глеба Харитонова, магазин без кассиров на 80 метров может стоить около 11 млн рублей. «Турникет с системой контроля через QR-код — 1 млн рублей, потоковая обработка видео вместе с серверами — 3 млн рублей, камеры (около 30 штук) — 300 000 рублей, тысяча «умных полок» (3000 рублей за штуку) — 3 млн, а само приложение с интеграцией товаров и подключенной системой оплаты — 1,8 млн рублей. Монтаж, пусконаладка могут обойтись в 200 000-250 000 рублей», — перечисляет он. «Базовый комплект» магазина, а именно контейнер, окна, двери, холодильники и внешнее оформление, стоит 2 млн рублей, добавляет он. Похожую сумму — 10 млн на магазин — называли эксперты РБК.

Стоимость зависит и от принципа работы магазина. Простой пример: в «Пятерочка#налету» не прижилась технология «умных полок». «Они достаточно дорогие в закупке, часто сбоят, не всегда чувствительные. Мы продолжаем их тестировать — на определенные виды товаров. Но целиком оборудовать магазин ими экономически нецелесообразно. Эти вопросы решают камеры и другие системы», — рассказали в пресс-службе X5.


Зато магазин оборудован электронными ценниками и кассами самообслуживания. Сегодня в двух сетях X5 установлены более 750 000 электронных ценников. В «Пятерочка#налету» их всего порядка 900. Стоимость одного ценника директор по стратегии X5 Владимир Капустин оценивал в $6 (комментарий: занижена). По данным товароучетного сервиса EKAM, стоимость одного ценника варьируется в диапазоне $7-30. Для управления ценниками нужно соответствующее оборудование и ПО, которое может стоить «десятки тысяч долларов» для маленького магазина (комментарий: сильно завышена) и «сотни тысяч долларов» для крупных гипермаркетов (комментарий: сильно завышена). По словам Глеба Харитонова, один ценник сейчас стоит 800-900 рублей. То есть «умные ценники» в «Пятерочка#налету» могли стоить порядка 700 000 рублей без учета ПО.


Один из самых дорогих элементов беспилотного магазина — кассы самообслуживания (КСО). X5 Retail Group сама разрабатывает как устройство, так и программное обеспечение КСО — первые 67 касс появились в 11 магазинах «Пятерочки» еще в августе 2019 года. Сейчас работают 4100 устройств более чем в 1400 магазинах. В беспилотном магазине пока установлены две кассы. Аппараты оснащены мультитач-экраном, 2D-сканером для распознавания штрихкодов, 3D-камерой для оплаты по технологии Face ID, стереодинамиками и микрофоном для звуковых приложений и голосовых сервисов. Представители X5 Retail Group отказываются называть цену аппарата, однако источник «Ведомостей» рассказывал, что в среднем аппарат без купюроприемника и весов стоит около 330 000 рублей, с купюроприемником — более 500 000–600 000 рублей.

С полным оригиналом статьи можно ознакомиться по ссылке.

Просмотров: 60Комментариев: 0

Недавние посты

Смотреть все

© 2015-2020 ООО "Смарт прайс", официальный партнер SES-imagotag в России

  • Facebook - White Circle
  • White Vkontakte Icon
  • White Twitter Icon
  • White Instagram Icon