top of page

Мы хотели бы поделиться статьей ответственного сотрудника (отдельное спасибо, https://pikabu.ru/@penttagon) с одного из наших действующих проектов: каким образом происходил выбор технологии, сам проект и с какими проблемами в ходе его реализации приходилось сталкиваться.

Надеемся, будет интересно, авторская редакция соблюдена.

 

Доброго времени суток. Примерно год назад обещал поделиться информацией про внедрение системы электронных ценников в сети магазинов. Для ЛЛ давайте сразу краткий итог и картинки, ну а остальные добро пожаловать дальше, текста и фото будет очень много. Кратко (очень кратко): - Что такое система электронных ценников (кратко) Это куча маленьких устройств с E-Link экранами (жидкие чернила), которые управляются при помощи WiFi (ну не WiFi конечно, но частоты не далеко ушли). Работают от батареек. Срок службы одной батарейки при смене цены раза три в день около 5 лет (столько со внедрения еще не прошло, но 2 года уже отходили). Зависит от частоты обновления цен. - Сколько стоит Вопрос не однозначный, и я уверен под каждый проект интегратор рисует отдельные прайсы. В общем совокупно, если считать лицензии, ТСД, сервер, поддержку... Наверное не ошибусь, если скажу что каждый ценник совокупно обойдется в 15 евро. Это очень на вскидку, и очень примерно (скорее всего дешевле, но не критично). Свои цены разглашать не буду, с интегратором у меня достаточно тёплые отношения, и не хочется их портить. Но для понимания во сколько встанет реализация пилотного проекта, думаю цифры оправданы. Т.е. если у Вас в магазине 1000 артикулов, стоить система будет 1-1,5 млн. рублей (курс то сейчас того...) в зависимости от выбранного размера ценника (а их как видели на картинке выше, на любой вкус и кошелек) - Часто ли ломаются. За два года использования что-то около 1-3% устройств тем или иным образом вели себя плохо. Скорее всего их нужно сбросить до заводского состояния, и они оживут. Под эти нужды есть 5% запас. - Удобны ли в использовании. Задайте этот вопрос любому сотруднику зала во время скачка евро-доллара))) В тех магазинах где ценники еще не внедрены это очень, очень трудный период. Цены обновляются во всей сети нажатием одной кнопки в 1с. - Почему их не внедряют Дорого. Точка.) - Сложно ли управлять системой Если есть поддержка (стоит приемлемых денег), то делать не нужно ни чего. Только текущие вопросы с пользователями. Всё остальное делает интегратор. - Как быстро обновляется цена. от 10 секунд до 30 минут (в зависимости от того сколько позиций нужно обновить и как далеко ценник от станции) - Окупятся ли вложения Вот уж не знаю... В теории, да. Но я к этому отношусь не много с другой стороны. Электронный ценник, это не только удобство работы персонала и актуальная цена, а в основном технологическое развитие отрасли в целом. Торговля это такая же отрасль как и все остальные, почему она должна работать по устаревшим технологиям? Вам понравится если я кассирам вместо кассы поставлю счеты, ручку и стопку пустых бланков "Товарный ЧЕК" ))) Вот и с ценниками. Это не только цена, но и технологии. Уже встроен NFC, уже выводится QR, умеет в многоцвет и многое другое. И я рад, что у меня есть возможность работать на стыке эпох и технологий. Как только ценник на эти устройства будет 3-5$, всё. Они будут везде. И я думаю что эта цифра реальна, просто чуток доработать технологию, и обеспечить массовость.


Итак, дамы и господа. Вводная часть завершена, ЛЛ могут расходиться, а мы продолжим (вернее начнем)


Итак, перед Вами задача: внедрить электронные ценники. С чего начать? Конечно с мониторинга цен. И тут первая проблема. Стоимость этих систем на столько расплывчата, что интеграторы и поставщики даже не выкладывают их в публичное пространство. Наверное это и правильно. Если бы мне с ходу сказали что один ценник будет стоить 20 евро... Я бы наверное подумал, что ЭТО не окупится и за 10 лет)) Но любую интеграцию, я начинаю изучать со сравнения технологий. А их не так и мало на самом деле. Вот основные исполнения: Инфракрасные

Из названия понятен принцип работы. Есть приемник, есть передатчик. Есть базовая станция, которая подключена к передающим антеннам и серверу. Их можно купить реально очень не дорого. Я больше чем уверен что у китайцев их производивших забиты склады этим барахлом, но в виду убогости как технологии, так и внешнего вида, не будем даже останавливаться на данной технологии. Обязательная прямая видимость между станцией и клиентом... Брррр

Низкочастотные


Чуть лучше инфракрасных в плане технологии, но у них большие проблемы с обратной связью. Хотя их при поиске мне активно (по очень вкусным ценам) пытались продать. Если бы рассматривал маленький магазин, квадратов до 100... Может быть и да. Стоимость там в разы ниже. Но опять же, дизайна особого не ждите. Этим ценникам как и ИК тысячу лет в обед. Ну и наконец высокочастотные


С технологий определился быстро. Осталось выбрать производителя и интегратора. После 10 запросов разным интеграторам и поставщикам, стало понятно что актуальных марок в России всего две

HANSHOW


SES-imagotag

Есть еще пара, тройка больших производителей типа Samsung, но они дороже, и не так распространены у нас. Дальше идут долгие недели запросов ПК, встреч, презентаций, обсуждений, тест-драйвов и т.д. Тема для меня была ну очень далёкая, а мелочей как и в любой системе достаточно много. В итоге был выбран производитель - SES-imagotag, а интегратором и поставщиком компания SmartPrice. Бумаги подписаны, торг завершен, первый взнос оплачен. Получаем долгожданные коробки с оборудованием.

Для работы системы нужен сервер на Ubuntu. У него конечно есть ограничения на кол-во обслуживаемых ценников, но у нас не продуктовый сегмент, и номенклатура не такая большая. А один сервер на сколько я помню спокойно потянет 50 тыс. ценников. Сервер установлен, дальше необходима их первоначальная инициализация в системе. Включаем базовую станцию, интеграторы запускают процесс инициализации. Ждем несколько часов, и можно начинать расставлять по полкам.

С креплением возникли трудности. Штатные системы креплений рассчитаны больше на продуктовый сегмент. И в связи с особенностью товарной группы, пришлось разрабатывать свою собственную систему крепления. Лист оргстекла, лазером вырезаем нишу под ценник и красота.


Дальше прикручиваем две базовые станции по центрам торгового зала (на потолок естественно). Они питаются PoE, и как показала практика 2 станции на 1500-2000 кв.м. более чем достаточно. Принцип работы системы очень прост. Из 1с формируется файл выгрузки по шаблону. Файл попадает на сервер управления ценниками, сервер смотрит на каких базовых станциях есть артикул для обновления, посылает запрос на БС, а та в свою очередь ждет пока придет сигнал от ценника, и в этот момент даст команду на установку соединения для обновления. Привязать конкретный артикул к ценнику можно двумя способами. Используя WEB интерфейс сервера управления ценниками. Просто вбиваем ID ценника и артикул товара. Всё, запрос ушел на БС и ценник. Ну и второй, более удобный способ, использование ТСД с подобной утилитой. ТСД соответственно должен быть в одной сети с сервером (ну или просто до него достучаться). Но т.к. все магазины в одной сети, проблем с этим нет. Вот уже современный девайс на андроиде.

А это первый вариант на Win CE (который был в пилоте)


Андроид конечно приятней и удобней. Но и дороже. Самое мобильное моё рабочее место: )))


Итак, ценники на местах. Цены обновляются сами по клику мыши. Счастье. А теперь немного текста про разные мелочи и общий принцип работы. Как сменить дизайн. Я делаю просто. Дизайнер рисует в векторе, согласовывает с руководством, потом уже этот шаблон вояют интеграторы в своём редакторе. Ценник не картинка, каждый пиксель может быть с уникальным значением, есть поддержка слоев и разных цветов. Кстати есть бело-черно-красные (как у нас), а есть еще и желтые. Но желтые нам не подошли. Выводить можно всё что угодно. Размер пикселя маленький, и на нашем формате в 2,6 дюйма, даже мелкий шрифт вполне читаем.


Сервер за последние два года не трогал ни разу. Ubuntu - надежно)))) Сами станции у интеграторов на мониторинге, и если вдруг кто-то упал, мне тут же пишут - не видим точку. Обычно это происходит когда канал интернета падает или сбоит. Сервер то всё же не локально стоит (тут первому магазину повезло, для них локально). Понравилась ли система? Да и еще раз ДА. Качественное железо, очень адекватный интегратор, простой в работе для пользователей. Что еще нужно для счастья). Честно, устал уже писать. Может что-то важное и упустил, но я всегда тут на связи в комментариях. Всем удачных проектов, и адекватных руководителей!



 

От себя добавим: проект получился интересный, местами совсем не такой простой как кажется, читая текст заметки. Но результат того стоит:


История с электронными ценниками в торговой сети Перекресток началась относительно недавно - в начале 2019 года. И тем более показателен тот факт, что именно в этом формате компания Х5 Ритейл Груп открывает новые магазины, оснащенные инновационным для нашей страны решением - электронными ценниками SES-imagotag.



Стоит отметить, что несмотря на непростое с точки зрения инвестиций время, реализуемая торговой сетью Перекресток инвестиционная программа хорошо коррелирует с аналогичными инициативами ведущих европейских продуктовых сетей.

Так, проекты электронных ценников от компании SES-imagotag, получили свое развитие в таких крупных продуктовых сетях как EDEKA, Coop, Pam, Marks&Spenser, Lidl, Colruyt, Spar и многих других. И это не говоря о проектах во французских торговых сетях, для которых электронные ценники являются фактически стандартом в отрасли - это Intermarche, SystemeU, Carrefour, Groupe Casino, Monoprix, Bio'c'Bon и т.д.

Все эти торговые сети инвестируют существенные финансовые ресурсы в развитие проекта электронных ценников в своих розничных магазинах такими масштабами, что на рынке периодически возникает дефицит ценников отдельных форматов.


Электронные ценники  SES-imagotag в торговой сети Lidl
Электронные ценники SES-imagotag в торговой сети Lidl (Германия)
Электронные ценники  SES-imagotag в торговой сети Edeka
Электронные ценники SES-imagotag в торговой сети Edeka (Германия)

Также следует отдельно отметить североамериканский рынок, на котором тренд на использование электронных ценников в продуктовой рознице только начинает набирать обороты. Ряд крупных торговых сетей, такие как Walmart, Meijer, Cermak и др. уже начали реализацию проектов и вскоре ожидается развертывание ряда полноценных проектов на уровне торговой сети.


Электронные ценники  SES-imagotag в торговой сети Walmart
Электронные ценники SES-imagotag в торговой сети Walmart (США)

Для нас, как официального партнера SES-imagotag в России, вся эта история - индикатор того, что выбранная наиболее продвинутыми российскими торговыми сетями концепция использования в определенных форматах электронных ценников, как части стратегии торговой сети, будет только усиливаться, вовлекая в конечном итоге в эту инициативу все больше и больше участников рынка.

И вопрос уже будет стоять уже совсем по-другому, чем сейчас: кто первый успел занять свою нишу на розничном рынке - тот и станет на нем лидером, ведь электронные ценники - это сильный маркетинговый и промо инструмент, позволяющий оперативно реализовать любые изменения в ценообразовании и промо стратегиях в режиме реального времени, реагируя на малейшие изменения в покупательских предпочтениях и потребностях.


Мы уверены, что будущее уже наступило сегодня и электронные технологии становятся неотъмлемой частью розничных магазинов, реализуя через системы электронных ценников омниканальную операционную стратегию торговой сети, сихронизируя предложения в интернет магазине, мобильном приложении и розничных точках продаж.



Использование цифровых технологий и инноваций для розничной торговой сети - один из способов оставаться в лидерах на высококонкурентном рынке, обеспечивая доступность товаров высокого качества по разумным ценам. Именно такую непростую задачу ставит перед собой федеральная сеть спортивных магазинов Спортмастер, ставя при этом интересы покупателей на первом месте.


Для реализации поставленной задачи в пилотных магазинах нового формата было принято решение использовать электронные ценники SES-imagotag, являющиеся частью решения Retail IoT Management Solution, позволяющего в режиме реального времени синхронизировать ценовые и маркетинговые предложения в онлайн и оффлайн каналах продаж торговой сети.



Отличительной особенностью электронных ценников от бумажных является наличие дополнительной информации о доступных на складе магазина размеров товара, выведенного на электронный ценник. Информация о размерах выводится динамически, в зависимости от текущей ситуации по остаткам каждой цветомодели на складе магазина.



Для отсутствующих размеров можно заказать доставку нужного размера товара в интернет магазине, которую можно оформить здесь же, в сервисной зоне торговой точки с возможностью доставки до требуемого адреса или последующего забора товара в этом же магазине.


Товары в промо выделяются красной подсветкой на ценнике, что позволяет быстро и наглядно выделить для покупателя товары со специальными условиями продажи.


Таким образом, система электронных ценников SES-imagotag позволяет не только минимизировать рутинные операции по смене ценников в магазине, но и повысить качество процесса выбора и покупки товара для покупателя, повышая конверсию и удовлетворенность клиента от уровня сервиса.


Наш богатый опыт говорит о том, что все это напрямую и положительно влияет на рост торгового оборота в точке продаж, чего и желаем для магазинов торговой сети Спортмастер. И клиент всегда будет доволен - ведь цена на кассе всегда равна цене на полке!

bottom of page